Главная » Изменения налогового законодательства в 2019 году

Изменения налогового законодательства в 2019 году

Изменения, вступившие в силу в 2019 г.

НДС

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" повышена ставка налога НДС  с 18 до 20%. Также увеличена с 15,25 до 16,67% расчетная ставка НДС, применяемая при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

Расширен перечень операций, облагаемых по нулевой ставке НДС. В него включены услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа на территорию Дальневосточного федерального округа и из нее. Эта льгота действует до 2025 г.

Также до 2025 г. продлено действие нулевой ставки НДС в отношении услуг по пассажирским авиаперевозкам в Крым и из него.

Уточнен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. Планируется скорректировать правила применения норм о восстановлении принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций.

НДФЛ

Федеральный закон от 03.07.2018 № 179-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. 2 НК РФ» дополнил перечень не облагаемых НДФЛ доходов. К таким доходам причислены доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности (п. 17.3 ст. 217 НК РФ).

Федеральный закон от 19.07.2018 № 200-ФЗ «О внесении изменений в ст. 210 и 214.1 ч. 2 НК РФ» (далее – Закон № 200-ФЗ) внес изменения в порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов РФ, номинированных в иностранной валюте.

По общему правилу доходы либо расходы в иностранной валюте, учитываемые при налогообложении в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 – 221 НК РФ, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов. Закон № 200-ФЗ предусмотрел, что поименованный порядок применяется, если не установлено иное.

Страховые взносы: увеличена предельная база по начислению взносов.

Предельная база по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение на 2019 г. – 1,15 млн руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 865 000 руб.

Скорректированы формулировки о тарифах страховых взносов

Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ внесены изменения в формулировки п. 2 ст. 425 НК РФ. В частности, тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в следующих размерах (если иное не предусмотрено гл. 34 НК РФ):

в рамках предельной величины базы для исчисления взносов по данному виду страхования – 22% (ранее там значилась цифра 26%);

свыше установленной предельной величины базы для исчисления взносов по данному виду страхования – 10% (ранее данной формулировки в ст. 425 НК РФ нет).

Что же изменилось? Дело в том, что указанные размеры страховых взносов установлены специальной ст. 426 «Тарифы страховых взносов в 2017-2020 годах» НК РФ. Подразумевалось, что по истечении этого периода тарифы увеличатся. Но законодатели решили ничего не менять – ст. 426 с 01.01.2019 попросту утратил силу. То есть временный тариф пенсионных взносов (22% в рамках предельной величины и 10% сверх нее) стал с 2019 г. постоянным. Аналогичные поправки внесены и в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ).

Налог на имущество организации

Важным изменением, внесенным Законом № 302-ФЗ, является изменение по налогу на имущество организаций. Закон № 302-ФЗ. Так, с 1 января 2015 г. от налога на имущество организации освобождено движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013. Исключение составляло движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, либо передачи или приобретения у взаимозависимого лицам (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости: налог на имущество

Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (поправки вступят в силу с 01.01.2019) скорректированы правила применения измененной кадастровой стоимости недвижимости в целях исчисления налога на имущество. В частности, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В этом случае исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента. То есть по прежним правилам нужно будет определить сумму налога за полные месяцы с начала года до изменения, по новым – после изменения и до конца года.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также в случае уменьшения этой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, ее пересмотром по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. То есть в этом случае можно будет пересчитать налог на имущество организации за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость. Значит, налогоплательщик сможет вернуть или зачесть налог за предыдущие годы. Сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании.

Аналогичные изменения внесены в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Земельный налог

С 01.01.2019 налоговая база по земельному налогу рассчитывается по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года (п. 1 ст. 391 НК РФ).  Как правило, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при расчете земельного налога. Однако если изменение кадастровой стоимости происходит по причине изменения качественных или количественных характеристик земельного участка, то такие изменения учитываются при расчете налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Кроме того, Закон № 334-ФЗ дополнил перечень лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном или бессрочном пользовании, или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены дети-инвалиды. Изменения вступили в силу с 03.08.2018, но распространяются на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 01.01.2015 (п. 4 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Также Закон № 334-ФЗ изменил порядок учета кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога на имущество физических лиц. Изменения аналогичны изменениям по земельному налогу (п. 6 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Единый налоговый платеж по имущественным налогам физлиц

Благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования» (далее - Закон № 232-ФЗ), с 01.01.2019 физическое лицо может уплатить единый налоговый платеж в счет уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Закон дополнил НК РФ новой ст. 45.1.  За физическое лицо единый налоговый платеж может уплатить и третье лицо. При этом такое третье лицо не вправе требовать возврата этого платежа из бюджета.

А вот сам налогоплательщик-физлицо вправе вернуть единый налоговый платеж, если налоговым органом не принято решение о зачете этих сумм в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам либо в счет погашения недоимки, пеней и процентов (п. 7 ст. 45.1 НК РФ). Возврат денег осуществляется по заявлению налогоплательщика-физлица в течение одного месяца со дня получения такого заявления. В случае нарушения срока возврата налоговый орган начисляет проценты на несвоевременно возвращенные суммы.

Платить налог физлицо с 01.01.2019 может через МФЦ (п. 4 ст. 58 НК РФ).

Новая декларация по земельному налогу

22 ноября 2018 г. вступил в силу Приказ ФНС от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@, утвердивший новую декларацию по земельному налогу. Обновленная форма позволяет плательщикам учесть в декларации изменение кадастровой стоимости из-за изменения в течение года качественных или количественных характеристик участка.

Одновременно в декларации можно определить сумму налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в случае ее установления местными властями, а также рассчитать налог, если не только поменялась кадастровая стоимость участка, но и сменился его собственник. Кроме того, поправки привели коды категорий земель в соответствие нормам Земельного кодекса РФ.

Новая декларация по ЕНВД

25 ноября 2018 г. вступил в силу Приказ ФНС от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@, утвердивший новую форму декларации по ЕНВД, которая применяется с отчетности за четвертый квартал 2018 г. Особенностью новой декларации является специальный раздел для расчета суммы расходов по приобретению ККТ, уменьшающей ЕНВД. В целях получения вычета в новом разделе налоговой декларации необходимо указать, в частности, заводской номер ККТ, регистрационный номер ККТ, дату регистрации кассы, сумму расходов на ее приобретение и наименование модели ККТ.

Транспортный налог: вычета по «Платону» больше нет.

С 2019 г. транспортный налог больше не уменьшается на плату «Платону». Авансовые платежи и транспортный налог по большегрузам предстоит исчислять и платить в общем порядке.

А плату «Платону» также, как и авансовые платежи и налог можно будет учесть в расходах по налогу на прибыль (ч. 4 ст. 2 Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. от 30.09.2017) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Коэффициенты-дефляторы на 2019 год.

 Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2018 г. N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год":

  • для НДФЛ - 1,729. Коэффициент используется при расчете фиксированных авансовых платежей по НДФЛ иностранными гражданами, работающими в РФ по найму;
  •  для ЕНВД - 1,915. Используется для корректировки базовой доходности при определении налоговой базы по ЕНВД;
  • для торгового сбора - 1,317. Ставка сбора подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год;
  • для УСН, ПСН и налога на имущество физлиц - 1,518. Коэффициент-дефлятор применяется для расчета предельного дохода, дающего право на применение УСН; при ПСН на него ежегодно индексируется максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода; при расчете налога на имущество физлиц по инвентаризационной стоимости на этот коэффициент умножается суммарная инвентаризационная стоимость объекта для определения ставки налога.

Обратите внимание, что с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. индексация лимита доходов для УСН приостановлена, а коэффициент-дефлятор приравнен к 1. В связи с этим величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщика перейти на УСН, не подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на 2019 год.

Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам.

Приказом Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2018 г. N ММВ-7-7/557@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@" Уточнены Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам. К крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня теперь относятся те, у которых суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 10 до 35 млрд руб. включительно.

Ранее также должны были выполняться требования по среднесписочной численности работников и активам, а нижняя граница по доходам составляла 2 млрд руб.

Налоговые проверки и контроль

Закон № 302-ФЗ ограничил предмет проверки при повторной выездной проверке (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). С 03.09.2018 инспекторы могут проверить только правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка. Ранее было ограничение лишь по проверяемому периоду.

С 03.09.2018 налоговые инспекторы обязаны выдавать свидетелю копию протокола допроса лично под роспись (п. 6 ст. 90 НК РФ). Об отказе свидетеля от получения копии протокола делается пометка в самом протоколе.

С этой же даты в налоговый орган можно не представлять документы и информацию, ранее представленные по любым основаниям. Для этого налоговый орган надо уведомить, что требуемые документы или информация были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

В некоторых случаях все же придется повторно представлять документ. Это случаи:

  • представляемые ранее подлинники возвращены впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Срок предоставления представления информации или документов по требованию ИФНС.

С 03.09.2018 увеличился срок представления информации или документов, истребованных налоговыми органами по конкретным сделкам: с 5 до 10 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В этот же срок подается уведомление о том, что налогоплательщик не располагает требуемыми документами или информацией, либо о необходимости дополнительного времени на ее представление.

Кроме того, с 03.09.2018 по итогам дополнительных проверок обязательно оформляется дополнение к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). В нем указываются дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения по устранению нарушений.

Законом № 302-ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода в сделках между налоговыми резидентами РФ: порог свыше 1 млрд руб. исключен (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Применение ставки 0% по налогу на прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт, что одна их сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, а также участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.

Налоговики могут запрашивать информацию у аудиторов

Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ внесены изменения в ч. I НК РФ. Согласно новой ст. 93.2 НК РФ с 01.01.2019 налоговые органы вправе истребовать у аудиторов документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

  • если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика и не были им представлены в налоговый орган;
  • если в отношении аудируемого лица поступил запрос компетентного органа иностранного государства.

Требуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

 

Обзор подготовлен по материалам АО "Консультант Плюс".